Дуальная система обучения как современная форма подготовки профессиональных кадров 29.05.2020

С 2019 года Педагогический колледж № 18 вступил в проект по реализации элементов дуального обучения. Для участия в проекте  были выбраны 15 лучших студентов выпускных групп специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах и 44.02.01 Дошкольное образование.

Новые задачи, стоящие перед московским образованием, принципиально меняют и требования к педагогическим работникам. Конкурентоспособные специалисты, востребованные на рынке труда, должны обладать широким спектром профессиональных компетенций, некоторыми из которых можно овладеть только на практике.

Наша задача - объединить усилия колледжа и потенциальных работодателей для того, чтобы будущие выпускники овладели всеми необходимыми компетенциями и соответствовали современным требованиям. Один из путей повышения качества профессионального образования - практико-ориентированное или дуальное обучение, то есть подготовка высококвалифицированных специалистов в реальных производственных условиях.

Речь идет о такой форме обучения, при которой практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая - на базе образовательной организации. Теорию, которую студенты изучают в аудиториях, они могут сразу опробовать на практике, обретая, таким образом, необходимые на рынке труда навыки.

Обучаясь по дуальной системе, наши студенты осваивают необходимые методики и технологии под руководством наставников из числа наиболее квалифицированных педагогов школ города Москвы, получают практический опыт и, что немаловажно, возможность дальнейшего трудоустройства.

Целью работы наставников в этом направлении является оказание помощи будущим специалистам в их профессиональном становлении, создание условий для приобретения ими практических навыков, необходимых для дальнейшей педагогической деятельности, для творческой самореализации.

Время обучения распределяется таким образом, что два дня в неделю обучающиеся проходят теоретическую подготовку в колледже, а остальные дни студенты проводят на рабочем месте (школа №1571), где они не только перенимают профессиональный опыт компетентных воспитателей и учителей, пробуют свои силы в педагогической деятельности, но и принимают активное участие в подготовке внеклассных мероприятий, семинарах, в различных городских проектах и конкурсах, а также знакомятся на практике с работой в системе МЭШ.

В ходе реализации проекта по дуальному обучению состоялись два круглых стола, в которых принимали участие представители педагогического колледжа № 18 и школы №1571. В рамках этих мероприятий обсуждалась актуальность дуального обучения, совместная реализация программы по подготовке профессиональных кадров, роль наставничества. Кроме того, наставники делились впечатлениями о работе со студентами-практикантами, размышляли о том, каким должен быть педагог будущего, какими общими и профессиональными компетенциями он должен обладать. Таким образом, выявлялись пробелы в подготовке кадров, и мобильно корректировался учебный процесс.

Состоявшийся диалог двух сторон показал взаимную заинтересованность, ответственность, то есть «двуединство» процесса качественной подготовки специалистов.

Без всякого сомнения, дуальное обучение открывает для всех множество перспектив. Студенты, закончив учебу станут востребованными квалифицированными специалистами с возможностью трудоустройства в знакомую школу, где их уже ждут. Предприятие получит готового профессионального сотрудника, хорошо знакомого с коллективом и условиями труда.

Анисимова А.: "Приняв участие в данном проекте, мы получили возможность с новой стороны взглянуть на нашу будущую профессию. Работа в школе помогает закрепить и отработать все теоретические знания на практике. Появилось понимание того, что мы изучаем и зачем, как и где эти знания применить в работе. Помимо всего прочего, с помощью наставников мы осваиваем современные электронные образовательные ресурсы на практике. Мы учимся создавать уроки в МЭШ, работать на платформе Learningapps. Я считаю, что данный проект повысит наше шансы на трудоустройство сразу после окончания обучения."

Сизова М.: "Я рада, что мне представилась возможность принять участие в этом проекте. Это дает возможность лучше понять свою профессию, приобрести необходимый опыт, в том числе и опыт работы с детьми с ограниченными возможностями в тандеме с опытными специалистами. Несомненно, это большой плюс для дальнейшего трудоустройства."

Сухинина М.: "Честно сказать, очень рада тому, что сейчас нахожусь на дуальном обучении. И если вы спросите, изменила бы я свое решение, когда нам только предложили участвовать в проекте – никогда, это было, без сомнений, одно из самых важных и правильных решений.

Это не обычная практика, когда ты пришел в незнакомый класс, провел урок и ушел. Это та практика, когда ты проводишь с детьми всё время их пребывания в школе. Та практика, которая научила меня общению с детьми, родителями, коллегами; мы научились более уверенно держаться у доски, перед детьми и коллегами. Также мы участвуем в полноценной жизни школы – праздники, различные мероприятия, работа с МЭШ."

Сажина М.: "Для меня дуальное обучение - это колоссальная возможность полностью окунуться в выбранную профессию, адекватно оценить свою компетентность, перенять опыт высококлассных специалистов, принять участие в различных конкурсах и проектах города Москвы."